Rumba: Обо всём понемногу PDF Print
Thursday, 24 June 2010 13:52
Традиционно считается, что родиной румбы является Куба – своеобразный центр карибской культуры. И по большей части это правда – дикая экзотика этого островного государства, романтика океанских просторов и золотых пляжей, плотский дурман гаванских портов и необузданный нрав креолов – всё это несомненно породило то обилие эмоций, которое соткалось в королеве латиноамериканских танцев – румбе. Но не стоит забывать, что ветерок-то, разжегший этот пожар, подул совсем с другого континента…

Давным-давно это было, в эпоху заселения европейцами обоих американских материков и близлежащих островов. Вместе с состоятельными «новыми» евро-американцами завозились и чёрные рабы из различных частей западной Африки (преимущественно из западной её части), которые привезли с собой необычно сложные для европейского слушателя барабанные ритмы и исполняемые под них ритуальные танцы.

Своеобразие африканских ритмических рисунков сейчас известно во всём мире, но во времена открытия Нового Света невообразимое смешение звуков и контрастных ритмов в один ритмический рисунок вызывало отторжение у европейского слушателя, как нечто не имеющее отношение к музыке.
И вот, не смотря на тяжёлую жизнь, чернокожие переселенцы возродили в своей среде традиционные «развлечения» - танцы под сложные ритмы разнообразных, зачастую далеко немузыкальных, ударных инструментов. Недаром считается, что название танца румба произошло от названия праздника танцев у чёрных рабов.

Румба появилась в Гаване в 19-ом веке в комбинации с европейской Contradanza.
Первоначально румба - сексуальная пантомима, исполняемая в быстром ритме с преувеличенными движениями бедер в характере сексуальных агрессивных домогательств мужчины и защитных движений со стороны женщины. Сопровождающие музыкальные инструменты - maracas, claves, marimbola, и барабаны. Сельская форма румбы на Кубе - это подобие брачных танцев домашних животных, скорее представление, чем танец. Движение плечей и сокращение боков в танце - это движения рабов под тяжелой ношей груза в руках. Движение "Cucaracha" (кукарача) - это имитация раздавливания тараканов. Спот-поворот (" Spot Turn") на кубинском селе залихватски танцевался вокруг обода колеса телеги! Популярная мелодия румбы "La Paloma " была известна на Кубе с 1866 года.


Существуют и другие варианты происхождения названия танца. Один из них от названия инструментальных оркестров, используемых для исполнения танца с 1807 года – «rumboso orquestra». В других вариантах рассматриваются похожие слова типа « rumbo» - «дорога, курс, роскошь» (исп.), « rumba» -«пирушка, попойка, куча» (уст. исп., куб.), « rhum» - сорт ликёра.
Но, если задуматься, то название танца появилось очень давно, ещё тогда, когда характер танца был совсем другой, поэтому, на мой взгляд – этимологические изыскания здесь излишни.
Происхождение фигур исполняемых в современной румбе можно рассматривать как наследие её старинной формы – ритуального танца чёрных рабов, то есть имитация движений различных домашних животных и людей в определённых ситуациях.
Есть даже упоминания о румбе имитирующей драку бойцовых птиц, причём основным движением в этой пантомиме был прообраз современного основного хода. Правда, это не очень точная информация…

Salsaloca - RUMBA
В современном языке «румба» – это общее название нескольких афро-кубинских направлений музыки и танца . Существуют несколько форм музыки афро-кубинской румбы. Из них три самые важные это: гуагуанко, колумбия и ямбу. Также упоминается о таона, румба дэ салон – которую танцевали в салонах, румба-ящик (румба ла дэ кахон), также конга, румба арроядэра, румба чамбэлона, румба компарса и т.д.
Также и сон является часть румбы, так как имеет очень похожий ритм и поддерживается за счет клавэ. Разница в ритмах сона и румбы существует, она находится в стержне ритма. При исполнении румбы или сона используют клавэ, который является музыкальным инструментом и исполняет функцию ручного метронома, тем самым, создавая ритм сона или румбы .
Гуагуанко, в основном состоит из ритмов африканских барабанов, который накладывается на ритм клавэ, представляющий смещенный акцент, знакомый как 2-3. Пение без музыкального сопровождения напоминает старинные испанские мелодии, которые накладываются на ритмы африканских барабанов. Исполняется гуагуанко одним или несколькими солистам, тему и слова придумывают по ходу исполнения песни. Структура ритма гуагуанко основывается чаще всего на ритме румба-сон.
Остальными двумя видами афро-кубинской румбы является ямбy и колумбия. Ямбy - самая медленная румба. Колумбия - самая быстрая из всех трех.
Иногда во время исполнения Румбы, бывали моменты, когда не было музыкальных инструментов, тогда музыканты пользовались деревянными ящиками для перевозки соленой рыбы.
Во время импровизации на ящиках, была создана румба-ящик. Иногда в место клавэ играли ложками, также в румбе-ящике, реже пользовались другими средствами, такими как деревянные стулья, двери, доски, бутылки, глиняные вазы или любые другие средства, которыми можно было создавать звук с ритмом 6x8.
Стоит отметить, однако, что в современном танце румба всё чаще используется не оригинальная кубинская румба, а стилизованная с чётким по скорости ритмом, реже используют румбу вообще без drum -трека. Ритм ловится по басовой секции.
Такой вариант музыкального сопровождения увеличивает чувственность танца, делает его более утончённым, но одновременно и более далёким от оригинала.

Румба перекочевала в США в 30х годах прошлого века как сочетание оригинальной «деревенской» румбы с гуарачей, соном и кубинским балеро (не путайте с испанским балеро). А широкая популярность к танцу пришла после фильма «Румба» (1935 год), в котором обаятельный танцор завоевал танцем сердце богатой наследницы. Кстати, несмотря на то, что роль танцора играл американский актёр Джордж Рафт, танцевальные партии исполнял латинос Франк Велос.

George Raft in the film Rumba
Британский учитель танцев Марголи, побывав в 1947 году в Гаване, ввёл шаги на счёты «два» и «три», а так же непонятный для танцора того времени шаг на «четыре». Эти нововведения значительно отличали новый вариант румбы от уже устоявшегося варианта американской румбы начинавшейся на счёт «раз».
После жарких дебатов эти шаги в 40х-50х годах прошлого века были включены в стандартизированную Международную Кубинскую Румбу.

Современный чувственный характер румба приобрела благодаря отсутствию шагов на сильный счёт «раз», который протанцовывается бёдрами из-за контролируемого переноса веса с одной ноги на другую. Значительно замедлился ритм исполнения танца, что сделало румбу самым медленным танцем латиноамериканской программы. Современная румба не имеет прогрессивного характера, то есть не происходит направленного движения по паркету как в самбе или пасодобле, но в то же время в румбе, благодаря её медленному ритму, исполняются самые замысловатые хореографические трюки шпагаты, растяжки, полуподдержки (правила ограничивают отрыв ног от паркета из соображений безопасности). Современная румба – это танец тела, танец ритма, и самое главное: румба – это танец с сюжетом внутри пары. Когда вы смотрите румбу – вы смотрите маленький спектакль «История любви».  

Вариант румбы, похожий на тот, который танцуется сегодня, появился в США в 1930-ых, как соединение этой сельской румбы с Guaracha, Cuban Bolero (никак не связанному с Spanish Bolero), в дальнейшем добавились Son и Danzon. После первой мировой войны появился танец "Son", танец кубинского среднего класса - с ритмом помедленнее и с движениями поприличнее. Еще медленнее - "Danzon",танец богатого, солидного Кубинского общества с очень маленькими шагами, когда партнерши почти не выводят бедра, но тщательно сгибают и разгибают ноги, показывая их стройность, грациозность и длину.
Американская румба - измененная версия танца "Son".
Первая серьезная попытка популяризовать румбу в США была в 1913 (Lew Quinn and Joan Sawyer). Десятью годами позже руководитель оркестра Эмиль Колеман специально пригласил музыкантов, играющих румбу, и пару танцоров румбы. В 1925 Benito Collada открыл Клуб El Chico в Greenwich. Оказалось, что еще никто в Нью-Йорке не умеет танцевать румбу!

Реальный интерес к латинской музыке появился приблизительно с 1929 года. В конце 1920-ых Xavier Cugat сформировал оркестр, который играл только латиноамериканскую музыку в Coconut Grove (кокосовой роще) в Лос-Анджелесе и играл в ранних звуковых фильмах, например "В веселом Мадриде" ("In Gay Madrid"). Позже в 1930-ых, Cugat играл в Waldorf Astoria Hotel в Нью-Йорке. К концу десятилетия его оркестр был признан лучшим латиноамериканским оркестром десятилетия.
В 1935 Джордж Рафт (George Raft) сыграл роль учтивого танцора в фильме "Rumba", первом фильме, в котором герой получает в награду героиню из-за их общей любви к танцам.

"Грязные танцы"
Через 52 года - фильм "Грязные танцы", когда опытный преподаватель соблазняет начинающую, затем "Strictly Ballroom" c аналогичным сюжетом, и два фильма с обратными сюжетами, когда партнеры - почти начинающие - "Dance with me" 98 года и "Let's it be me".
В Европе румба появилась благодаря энтузиазму и блестящим интерпретациям Пьера Лавелла (Pierre Lavelle) - ведущего английского преподавателя латиноамериканских танцев. Он посетил Гавану в 1947, оказалось, что румба на Кубе выполняется с акцентом на счет "два", а не на "раз", как в американской румбе. Эту технику с названиями основных фигур, полученных от Pepe Rivera из Гаваны, он стал преподавать в Англии.
В 50-ых он со своей партнершей и женой Дорис Лавелл очень много выступал с показательными выступленями и уроками латиноамериканских танцев в Лондоне.

Rumba Caliente.1952   
С нововведением - только перенос веса на счет "раз", без фактического шага, танец приобрел очень чувственный и романтический характер. Счет "раз" - самый сильный счет в румбе, не делая шаг на этот счет, мы подчеркиваем музыкой активное движение бедер. Вместе с медленным темпом музыки и музыкальным акцентом на работу бедер танец приобретает лирический и эротический характер. Шаги делаются на счет 2, 3 и 4. Колена выпрямляются и сгибаются на каждом шаге, повороты выполняются между счетами. Вес корпуса находится впереди, все шаги делаются с носка.
Pierre Lavelle представил истинную "кубинскую румбу", которая после долгих споров была официально признана и стандартизирована в 1955.
В современном танце многие из основных фигур несут в себе старую историю попытки женщины доминировать над мужчиной при помощи женского обаяния. Во время танца всегда есть элемент, когда партнерша "дразнит" партнера и затем убегает, мужчина сначала соблазняется, а затем партнерша его бросает и стремится к другому. Другому партнеру, судье, зрителю...

На страстные эротические движения партнерши партнер через ответные движения выражает желание обладать ею, пытается доказать свою мужественность через физическое доминирование, но, увы, обычно ничего не добивается.

Румба - дух и душа латиноамериканской музыки и танца. Очаровательные ритмы и движения тела делают румбу одним из наиболее популярных бальных танцев, многие партнерши считают этот танец самым любимым.  

Xavier Cortada. Rumba. 2002.





Источники:
http://dance.ondv.ru/content/view/14/1/
http://bogema-dance.ru/Artic/RumbaText.htm
http://ftsso.dance-world.ru/history/rum.htm

Взято с http://nadezhdmorozova.livejournal.com/17025.html (Надежда Морозова, "Обо всём понемногу")
 

У Вас недостаточно прав для комментирования. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.