Взлетая, готовься падать... PDF Print
Friday, 15 January 2010 20:05

Каждый из нас хочет иметь отличную форму: быстро бегать, высоко прыгать, иметь молниеносную реакцию, прекрасно танцевать. Однако все эти навыки связаны с ежедневными тренировками, постоянной практикой и, нередко мучениями. Мы зачастую соглашаемся на эти жертвы. Но как достичь поставленной цели и не похоронить все свои старания и усилия? Рассмотрим один из аспектов, связанный с терпением и пониманием прогресса в обучении

 


При занятиях любыми танцами или спортом каждый ученик проходит через схожие этапы развития. Конечно, все зависит от сложности предмета, предыдущих навыков и многих других параметров. Однако прослеживается четкая закономерность.

1 этап

У человека получаются лишь отдельные элементы, однако он старается и мало-помалу видна динамика обучения.

2 этап

Ученик получил базовый уровень знаний и умений,пусть не в совершенстве — но в достаточной степени. Начинается бурное развитие, появляется интерес к дальнейшему изучению.

3 этап

Освоены базовые, а также некоторые более сложные элементы, хочется двигаться дальше, однако прогресса почему-то не видно. Попытки выучить что-то новое на каждом занятии не приводят к успеху. Что же делать? Именно на этом этапе проявляется впервые эффект«ступеньки». На первый взгляд, довольно долгий период навыки практически не совершенствуются. Но это не так. На самом деле, человеческому телу нужно какое-то время и практика, чтобы привыкнуть к предлагаемым новшествам. Необходимо «закрепить» навыки на уровне физической памяти тела. Постепенно организм начинает сам по себе соблюдать установленные правила и мозг не отвлекается каждый раз на то, чтобы контролировать положение рук, ног, корпуса. Вот в этот момент и происходит долгожданный рывок вверх.

4 этап

Этап стремительного развития, ученика переполняют положительные эмоции, все вокруг отмечают улучшение его профессиональных качеств. Все прекрасно, но… через какое-то время мы мы приходим к новому этапу, который чем-то напоминает первый.
Именно на этом этапе проявляется впервые эффект «ступеньки». На первый взгляд, довольно долгий период навыки практически не совершенствуются. Но это не так. На самом деле, человеческому телу нужно какое-то время и практика, чтобы привыкнуть к предлагаемым новшествам. Необходимо «закрепить» навыки на уровне физической памяти тела. Постепенно организм начинает сам по себе соблюдать установленные правила и мозг не отвлекается каждый раз на то, чтобы контролировать положение рук, ног, корпуса. Вот в этот момент и происходит долгожданный рывок вверх.

5 этап

Теперь развитие снова замедлилось…

6 этап

Интерес есть, учиться еще хочется, настроение хорошее но всплеска эмоций уже нет.

7 этап

Прогресса опять нет. Постоянно вертится мысль: Стоит ли продолжать?!».

8 этап

Снова резкий подъем, все отлично и все получается. Не отступившие гордятся собой и настроены на дальнейшее развитие. Ничего не напоминает?

Действительно, это похоже на 4 этап. Все закручивается по спирали. И в дальнейшем все будет развиваться по аналогичному сценарию.
Однако, будут и отличия, причем очень важные для нас. На каждом этапе длина ступеньки будет все больше, а высота «взлета» все меньше. Хотя это только увеличивает ценность достижений.
На каждой ступеньке ученик начинает подумывать о том, чтобы перестать заниматься и работать над собой. К сожалению, довольно часто в эти моменты и бросают тренировки.
На таких этапах много усилий потребуется и от тренера, и от ученика, чтобы выйти на новый уровень как можно мягче и скорее. Не обойтись без множества тренировок, практики и психологической разрядки.


Шаг вперед и два назад: динамика изучения

Рассмотрим типичный случай. Предположим, человек решил заняться изучением кубинской сальсы. Естественно, он не наивен и понимает, что хорошо танцевать с первого дня нельзя, необходимы время и навыки. Какой-то период изучаются базовые элементы, кое-что начинает получаться, однако в какой-то момент развитие притормаживается. Базовые шаги выучены, а более сложные комбинации, основы ведомости/ведения, пластика, не даются. Вот она, первая «ступенька». В этот момент пропадает интерес к занятиям. Часть людей пытается дальше двигаться по инерции, некоторые и вовсе бросают сальсу.
Со временем возобновляется прекрасная динамика и так до этапа номер 7. Тут все сложнее: наш герой уже довольно долго учится и хочет получать мощную отдачу. Очень часто создается впечатление, что либо ученик не обладает способностями, либо у преподавателя слабый уровень. Но к этому моменту ученик уже ходит на дискотеки, встречается и общается с другими сальсеросами. В процессе общения возникает желание попробовать себя в другом стиле, например ЛА. Сначала кажется, что тут все удается намного лучше и быстрее! Если в первом случае он учился каким-то базовым элементам целых пять занятий, то тут у него все отлично уже на первом-втором занятии. Человек окончательно забрасывает кубинскую сальсу и берется за ЛА. Но со временем опять приходят сложности, все перестает получаться и кажется, что любая сальса — точно не его танец. И думает, что больше ничего не достигнет.
Занятия забрасываются, уровень «застывает», либо сальса вовсе «уходит за борт».
Вполне вероятно, в этом примере многие узнают себя.


В чем была ошибка?

Все объясняется просто: человек забросил изучение кубинской сальсы, однако базовые навыки никуда не пропали. Довольно значительная база элементов общая, поэтому, 7 этап изучения кубинской сальсы совпал с 4 этапом при изучении сальсы ЛА.
Таким образом, «сэкономилось» на времени и стараниях целых четыре первых этапа! Вот причина «стремительного» развития в изучении нового стиля. Но и в этом стиле повторилась прошлая ошибка: ученик все забросил!
Чтобы научиться танцевать, нужно поверить своему преподавателю и заниматься даже тогда, когда закончились силы и терпение. Пока тренер говорит, что смысл есть — следует его слушать.
Нужно в самом начале определить для себя до какого уровня вы хотите дойти и сказать об этом своему преподавателю, а тот, в свою очередь, ответить, сможет ли он выполнить такую задачу. Это своеобразный устный контракт. И нарушить его, не выполняя указания преподавателя — значит его расторгнуть.
Гарантии обучения и желание ученика взаимосвязаны. Всегда помните об этом и, если уже принялись за дело, старайтесь выполнять условия соглашения.

Желаем удачи и терпения!


(C) Krisates

 

 

 

У Вас недостаточно прав для комментирования. Пожалуйста, зарегистрируйтесь.